История прихода

Интересная находка

Нам прислал интересную книгу, «Жизнь и творческое наследие уральского  художника Ивана Ивановича Туранского».  Эти пейзажи на страницах 232, 260, 290, написаны примерно в 1910-1918 годах. У нас из того времени нет ничего, кроме архивных справок.

Как можно передать настроение? Можно, и это могут художники, поэты, музыканты. Бог даровал человеку талант, умение видеть и передать увиденное и услышанное.

С 1910г. по 1918г. И.И.Туранский учился в Пензенском художественном училище имени  Н.Д.Селивёрстова. В 1912-1915 гг., активно ездил по разным губерниям в поисках видов для своих картин, много писал. Надо полагать что именно в это время были написаны эти небольшие работы, но так ценные для нас.

Предлагаем вниманию пейзажи столетней давности. Как жили наши предки? Какие они были? Что окружало их? Такую возможность заглянуть в прошлое предоставил нам замечательный человек, Игорь Владиславович, который нашёл нас в интернете, нашёл время для нас и прислал удивительную книгу, написанную и составленную им.

Рассказ Марии Павловны Авдонькиной


разговор про чертежей с А.Дворжанский.

Добрый вечер, отец Михаил. Благодарю Вас за чертежи. Посылаю краткую справочку по церкви:

ТРАХАНИОТОВО (Васильевское Кузнецкого у. Саратовской губ.). Храм во имя Казанской иконы Божией Матери, каменный, однопрестольный.

Первая деревянная церковь Казанской Пресвятой Богородицы в с. Васильевском была построена стольником Романом Александровичем Траханиотовым в 1701 г., и 17 июля того же года был выдан антиминс в новопостроенную церковь во имя Казанской Богородицы с приделом Василия Блаженного попу той церкви Василию Игнатьеву.

Каменный храм во имя Казанской иконы Божией Матери построен в 1814 г. вместо сгоревшей деревянной церкви  тщанием княгини Анны Григорьевны Белосельской-Белозерской (р. Козицкой, 1767/73–1846), второй жены действительно тайного советника Александра Михайловича Белосельского-Белозерского (1752–1809). Освящён по прошению старшины, крестьянина Мартына Семёнова 30 июня 1814 г. протоиереем г. Кузнецка Ф. Молдавским.

Проект храма, датированный 6 апреля 1809 г. (не 1804-й), разработан архитектором Михайловым. Утверждён епископом Моисеем (Близнецовым-Платоновым) в мае того же года.

Проживая в Петербурге, Белосельские-Белозерские могли обратиться к одному из братьев Михайловых – профессору Академии Художеств Александру Алексеевичу (Михайлову 1-му) или же к его младшему брату Андрею Алексеевичу (Михайлову 2-му), довольно востребованному столичному архитектору 1-й трети XIX в. Кто именно из них является автором проекта, вряд ли удастся узнать.
Прилагаю фото храмоздателей и их домов в Петербурге и Москве. О них самих можно прочитать в интернете.
С уважением, А.Дворжанский.

«Областное государственное учреждение Государственный архив Саратовской области высылает вам ксерокопии справочной книги Саратовской епархии за 1912 год, содержащии сведения о церкви в селе Тарханиотово (а не Траханиотово , как в запросе) Кунецкого уезда Саратовской губернии»( По всей видимости это опечатка в названии села в 1912г. В минее изданной при Императоре Павле Петровиче во вкладной надписи значится село Траханиотово 1808 год.)

№№ 491 КУЗНЕЦКИЙ УЕЗД 271 С.Тарханиотво. Церковь каменная , с такою же колокольнею, теплая, построена в 1814 г. тщанием княгини Анны Григорьевны Белосельской-Белозерской, однопрестольная во имя иконы Казанской Божией Матери.

Приписные деревни: 1-й Шелемис в 6 в.от села2-й Шелемис в 6 в.Григорьевка в 7 в.Ржавка в 6 в.

Штат причта: Священник , диакон и псаломщик.Дома церковные. Жалование причту 188р.16к. Капитал причта 200р. От Саратова в 230в., от г.Кузнецка в 12 в.

Адрес :г.Кузнецк , Никольское вол.правл. Количество домов в приходе 703Общее кол.прихожан м.п.1719 , ж.п.1923

Число раскольников : Австр.толка 19 дом.м.п.66 ж.п.66 ; Поморцев 52 дом.м.п.131,ж.п.180.

Три земския шк. в селе и деревн.Шелемис 1 и Ржав. Церковная школа в дер.Григорьевка.    (орфография и сокращения из подлинника)

Храм во имя Казанской иконы Божией Матери построен в 1814 году на средства Анны Григорьевны Белосельской-Белозерской. Приход Казанской церкви вновь зарегистрирован в 2000 году. Архитектура здания выполнена в стиле классицизм. Четверик храма несет на себе равный ему по ширине невысокий восьмерик, покрытый куполом и увенчанный небольшой главкой. С востока к нему пристроена апсида с полукруглым выступом, с севера и юга — ризалиты, завершенные треугольными фронтонами и имеющие над входом огромные полукруглые люнеты, с запада — небольшая трапезная, соединенная с трехъярусной колокольней, увенчанной шпилем. Все ярусы колокольни четвериковые, но разномасштабные. Высокий первый ярус с запада перед входом отмечен классическим порталом в виде двух колонн, несущих на себе треугольный фронтон. Второй ярус колокольни такой же ширины, но очень низкий, с небольшими прямоугольными окошками. Ярус звона прорезан вытянутыми полуциркульными окнами и значительно уже остальных. Объемно-пространственная композиция церкви построена на контрасте крупномасштабных форм основных ее объемов и облегченного островерхого завершения колокольни, что вызывает неоднозначность восприятия ее архитектуры.

Анна Григорьевна Бе­ло­сельс­кая-Бе­ло­зерс­кая

 Возвращение чертежей.

В 2000м году появилась проблема, как восстанавливать купол. И слава Богу , Храмова Татьяна Викторовна решила отдать хранившиеся в их семье чертежи. Эти документы сохранила ныне покойная Руфина Алексеевна Храмова, многодесятилетний наш учитель. По ним же был восстановлен алтарь в 2010м году. Предлагаем их вашему вниманию : Чертежи 1805 года P1100868 P1100869

ПЕРЕД ЗАКРЫТИЕМ ХРАМА В 30-х ГОДАХ: Дмитрий Селезнев -староста                                                                                                           Семен Тараканов  — звонарь                                                                                                             Емельян                 -звонарь                                                                                                               Герасим Березин   — регент                                                                                                               Баранов Иван Иванович прим.1860г. рожд., Анна Махова , Пелагея Махова, Мария Лощилина,  — клирос

Из книги Дмитрия Александровича Сафонова «Кузнецко-Пензенский патерик» :  Епископ Кузнецкий Серафим (Юшков), протоиерей Алексий (Павловский) и с ними пострадавшие

(Память в первое воскресение, начиная с 25 января/7 февраля)

Саранское викариатство существовало с 1924 по 1937 год. С августа 1924 года его в течение года возглавлял епископ Серафим, в миру Владимир Иванович Юшков, с 25 июля 1925 года по 8 октября 1929 года бывший епископом Лукояновским, викарием Нижегородской губернии, а затем, по 1935 год, – епископом Кузнецким, викарием Саратовской епархии. С 1929 по 1936 год в городе Кузнецке существовала Кузнецкая епархия. Кузнецкий округ в то время вместе с Пензенским входил в состав Куйбышевского края.
Епископ Серафим был тихоновской ориентации. Он активно боролся с обновленческим расколом. 3 июля 1935 года владыка был арестован в городе Кузнецке и приговорен к десяти годам лишения свободы. Вместе с ним арестовали и целую группу священнослужителей: протоиерея Вознесенской церкви города Кузнецка А. И. Павловского, священника Никольской церкви города Кузнецка И. А. Никольского, сторожа той же церкви И. П. Никитина,священника села Траханиотово Кузнецкого района А. А. Никольского и председателя церковного совета того же села М. С. Мещерякову, – всех их осудили на десять лет; священника Никольской церкви города Кузнецка И. М. Логинова, архимандрита М. Е. Зайцева – сторожа Параскевинской церкви города Кузнецка, священника села Новые Часы Кузнецкого района Г. М. Буславского, священника села Годяйкино Литвиновского района В. С. Сергиевского и председателя церковного совета этого села П. Д. Васюхина, которых приговорили к шести годам; членов церковного совета села Траханиотово А. В. Карпушова и А. Т. Антонову и села Годяйкино Н. Я. Барсукова, получивших по три года лишения свободы, и старосту Вознесенской церкви города Кузнецка А. Л. Алексеева, приговоренного к двум годам. Дальнейшая их судьба неизвестна1.
22.10.2013г.                                                                                                                           Нам передали интересную карту с.Траханиотова. Нарисовал её ныне покойный Александр Михайлович Сарансков, в бытность работы электриком «монтёром» в местном наречии , по-видимому в 70-х годах прошлого века. Один вариант с электро-опорами , другой без них. Что интересно нарисованы все дома бывшие на тот момент в селе, мы подписали историческое название улиц и предлагаем её вашему вниманию. карта Траханиотова
РОДНИКИ; Галимов, Трубиной, Камышенский, Шпаков, Хазов, Куторской (Хуторской), Гремячий,Бурлаков.
БОЛОТА; Попово, Ужино, Казачье, Линёво, Водяное, Сухое.
ДОЛЫ; Улитин дол, Яшин дол, Стёпин дол, Мосулов дол, Ёнкин дол.
ЛЕС; Шишка с орехами, Борок, Забор, Гнидиха, Крылова, Грызунья с орехами.
РЕЧКИ; Родоматка, Речка, Медаевка, Качимка.
ПОЛЯ; Надел, Попово поле, За долгим озером, Заречка, Грызунья, У сухого болота.
 

Клировая ведомость.

Казанской села Траханиотово, Кузнецкого уезда за 1918-й год.

Ведомость о Церкви

Казанской Божьей Матери состоящей Кузнецкого уезда Саратовской Епархии в селе Траханиотово за 1918 год.

а) Церковь построена в 1814 году  тщанием Княгини Анны Григорьевны Белосельской-Белозерской

б) Здание каменное с колокольней, внутри украшенное изображениями Св.Угодников и событий из Св. Истории нового завета

г) Престол в ней один во имя Казанской Божьей Матери

д) утварь достаточно

е) по штату при ней положены: священник, диакон, псаломщик

ж) жалование положено: Священнику 300р, Диакону 100 р, псаломщику 100 рублей

з) Кружечных доходов за 1918 год получено:

и) Другие источники содержания членов причт и количество поступающего в них дохода:

д) Земля при церкви состоит: усадеб. с погостом церковным –десять квадр, пахотной 9 десят с расстоянием 1 верст от церкви . Всего 9 десят.

Качество церковной земли: средняя

Средний доход ею приносимый:

Дома для священно и церковнослужителей на церковной усадебной земле деревянные построены тщанием прихожан в 1814 году переданы в собственность церкви в 1824 году и составляют собственность церкви.

Другие здания, принадлежащие церкви: сторожки при церкви

Состояние домов: дом священника требует немедленного ремонта и надворные постройки требуют немедленного ремонта. Дом псаломщика выстроен новый в 1911 году в хорошем состоянии.

Расстояние до церкви от Консистории в 230 верстах, от местного благочинного в селе Пенделка в 40 верстах, от уездного города Кузнецка в 12 верстах, от железнодорожной станции в 15 верстах;

Почтовый адрес церкви: город Кузнецк Саратовской губернии Траханиотовской волости и села Казанской церкви.

Ближайшие к ней церкви: в г.Кузнецке в 15 верстах, в с. Никольском в Тарлакове в 15 верстах.

Приписанных к церкви-часовен нет

Домов кладбищных и молитвенных к церкви приписанных не имеется

Опись церковному имуществу заведена в 1898 году, хранится в целости, проверена в 1916 году.

Приходо-расходные книги о суммах хранятся в целости.

В обыскной книге, выданной в 1914 году 100 писанных листов и не писанных.

Исповедные росписи находятся в целости с 1815 года.

Церковные деньги в целости за ключом и печатью церковною. Неподвижной суммы состоит в кредитных учреждениях, а билеты находятся в целости

Имеются в приходах школы земские в с.Траханиотово с 1897 г, в с.Шелемисе с 1897г, с деревне Григорьевка с 1917года

При церкви состоит староста церковный крестьянин с.Траханиотово Иван Кузьмичев который должность свою проходит

Преосвященный в последний раз посетил приход в 1893 году

Послужные списки

Священно-церковно-служителей с их семействами и церковных старост и сведения о вдовах и сиротах подведомственных церкви.

  • Священник Павел Дмитриевич Розанов, 42 года, родился в 1876 году 15 января, награды имеет, последнюю получил в мае месяце 1914 года.

1899 в июле-Получил образование в Саратовской Духовной семинарии окончил курс наук

Поступил в село Посёлки Кузнецкого уезда на должность псаломщика

1899 в декабря -поступил в село Никольское Кузнецкого уезда диаконом

1900 в декабре-поступил в село Вяземское? (название неразборчиво) Петровского уезда на должность Священника где и прослужил до 12 августа 1917 года

Весной 1918 года поступил Священником 18 мая 1918 года в село Траханиотово Кузнецкого уезда

Женат на Антонине Григорьевне 36 лет, дети: Виктор 17 лет, Борис 16 лет, София 15 лет, Лидия 13 лет, Зоя 3 года

Никому не в родстве

  • Псаломщика Иоанна Васильевича Юсупова, сына псаломщика, родился в селе Нижней Дубровке Кузнецкого уезда в 1873 году июля 20-го ,45 лет, наград не имеет.

Происходит из духовного звания, движимого имущества не имеет.

В учебном заведении негде не обучался.

с 26 февраля 1892 по 27 апреля 1893 года был послушником в Петровском мужском Николаевском (Саратовская епархия) монастыре.

С 1 ноября 1895 по 8 августа 1898 состоял  учителем школы грамоты в деревне Верхней Дубровке Кузнецкого уезда

8 августа 1898 года по прошению резолюцией Его Преосвященства, Преосвященнейшего Николая Епископа Саратовского и Царицынского предоставлено место псаломщика в село Репьёвку Сердобского уезда

8-го ноября 1900г.По собственному прошению резолюцеей Преосвященейшего Иоанна Епископа Саратовского и Царицынского перемещён в село Траханиотово Кузнецкого уезда.

Взысканиям не подвергался, под судом и следствием не состоял и не состоит.

Женат в семействе с Натальей 45 лет, сын Павел родился в 1905 году 12 августа. Ни с кем не в родстве.

  • Церковный староста крестьянин села Траханиотово Кузмичев Иоанн Фёдорович.

Происходит из крестьян. Полное крестьянское хозяйство

Грамотный должность свою проходит с 1917 года,  женат, ни с кем не в родстве.

 

Ведомость о приходе

В селе Траханиотово:

Домов-206

Число душ: муж-530; жен-559

В каком расстоянии от церкви: при церкви

Деревня 2-й Шелемис

Домов-147

Число душ: муж-388; жен-413

Расстояние от церкви:6 верст, препятствий нет

Деревня 1-й Шелемис

Домов-46

Число душ: муж-192; жен-196

Расстояние от церкви: в 6 верст препятствий нет

Деревня Григорьевка

Домов -95

Число душ: муж-235; жен-234

Расстояние от церкви: в 8 верстах препятствий нет

Деревня Ржавка

Домов-86

Число душ: муж-231, жен-249

Расстояние от церкви: 6 верст препятствий нет

Итого в приходе:

Домов-606

Число душ: муж-1576, жен- 1651;

Кроме того в пределах прихода имеют жительство:

Инославных Австрийского согласия:

домов-40; число душ: муж-121, жен-153

Сектантов:

Домов-39; число душ: муж-102, жен-116

Итого в приходе:

Домов -685;

Число душ: муж-1799, жен-1920

Fq-vZJnypFY etkvzXG5YEU E7JAXmE7Dyk gQ0b5IdzULI w9L-7mOGY5I

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *